Личный кабинет Личный кабинет «Юрта»

Сообщить об аварии:

8 (347) 284-15-30

Колл-центр для абонентов:

8 (347) 222-86-76

8-800-347-51-51

Бесплатно по РБ

Адреса ЕЦО абонентов:

Российская 157/2

Мира 14

Бакалинская 19

Сугробы - в топку

Сугробы - в топку


журнал «Уфа», март 2009 г.
А. Фатыхов


Этой зимой коммунальщики Уфы наконец смогли опробовать долгожданную новинку – первый в городе снегоплавильный пункт, где собранный на улицах грязный снег растапливается в теплых канализационных стоках, а талая вода попадает на очистные сооружения. Подобная технология активно используется в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных российских городов, позволяя значительно снизить загрязнение близлежащих водоемов дорожным мусором, токсичными элементами автомобильных и промышленных выхлопов, которые городской снег впитывает на протяжении всей зимы.

Для борьбы с гололедом на дороги нашего мегаполиса за сезон высыпают около 70 тысяч тонн песка и несколько тысяч тонн технической соли, большая часть которых смешивается со снегом. Но главная опасность таится в химических реагентах. Снег является отличным сорбентом – на протяжении всей зимы он, как губка, впитывает вредные вещества, выбрасываемые предприятиями и транспортом. Весной в грязно-снежной массе может содержаться более 30 вредных элементов. Наибольшее превышение предельно допустимых концентраций наблюдается по нефтепродуктам, песчано-солевой смеси, хлоридам, бензапирену и марганцу.

До недавнего времени весь собранный в Уфе снег свозился на несколько специализированных свалок – по одной на каждый район. Требования к снежным полигонам со стороны экологов весьма высоки – минимальное расстояние до водных объектов должно составлять не менее 100 метров, а вокруг территории должен быть насыпан специальный земляной вал, благодаря которому во время таяния грязная вода будет впитываться в грунт, проходя естественную фильтрацию. Но из-за особенностей Уфимского полуострова, с трех сторон плотно окруженного крупными реками, во время весенних паводков часть грязного снега вместе с попавшим в него мусором все равно уносится разлившейся водой, что не лучшим образом сказывалось на экологии.

Решение о строительстве первого в Уфе снегоплавильного пункта ,способного утилизировать полторы тысячи кубометров снежной массы в сутки, было принято еще в 2001 году, но из-за проблем с финансированием работы растянулись почти на 8 лет и потребовали 60 миллионов рублей капвложений. Впрочем, за несколько месяцев эксплуатации, которая из-за малоснежной зимы проходила скорее в режиме мягкой «обкатки», коммунальщики смогли на практике оценить все плюсы новой технологии.

Ее суть – в использовании тепла сточных вод городского коллектора. На территории пункта смонтированы две снегоплавильные камеры объемом по 150 кубометров. Работают они так. Грузовик подъезжает к краю камеры, покрытой толстой стальной решеткой, и сваливает на нее грязный снег, который под собственной тяжестью с помощью автопогрузчика и лопат обслуживающей бригады попадает в бурлящий внизу поток теплых вод, где практически моментально тает. Песок и мусор выпадают в осадок в бункер специального пескосборника, откуда, просохнув, вывозятся на свалку твердых бытовых отходов, а талая вода отправляется в городской коллектор и далее на главные очистные сооружения канализации, где проходит полный комплекс механической и биологической очистки. Решетка на крыше плавильной камеры играет роль дополнительного фильтра: на ней остается привезенный вместе со снегом крупный дорожный мусор, например, старые покрышки и даже куски чугунных люков. По словам специалистов, такая технология позволяет свести практически к нулю вред, который грязный городской снег каждую весну наносит экологии.

- Сначала мы планировали, что пункт будет обслуживать северную часть города, но сегодня его услугами пользуются и остальные районы, кроме наиболее удаленного – Демского, - говорит начальник снегоплавильного пункта МУП «Уфаводоканал» Алексей Чудинов. – Расчетная мощность плавильных камер позволяет обслуживать не менее 150 машин в сутки со средней загрузкой по 8 тонн, но в период обильных зимних осадков этот норматив может быть и превышен.
Примерно в середине апреля снегоплавильный пункт будет временно законсервирован и пройдет необходимую профилактику, чтобы уже в следующий зимний сезон в случае необходимости заработать в полную силу.

Возврат к списку