Личный кабинет Личный кабинет «Юрта»

Сообщить об аварии:

8 (347) 284-15-30

Колл-центр для абонентов:

8 (347) 222-86-76

8-800-347-51-51

Бесплатно по РБ

Адреса ЕЦО абонентов:

Российская 157/2

Мира 14

Бакалинская 19

Останется ли Уфа без воды?

Останется ли Уфа без воды?

журнал «Табигат», 2000 г.

Г.Нугуманова


Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. (Т.Фуллер)


Вы проснулись утром, подошли к водопроводному крану, а там… нет воды. Ни капли. Жизнь практически остановилась: ни чайку вскипятить, ни суп сварить, ни, извините, в туалет сходить. Вода – не только непременный элемент современного благоустройства, но и острая жизненная необходимость. Ведь не зря поется в старой песенке: «А без воды – и ни туды, и ни сюды»,

В городских квартирах вода течет, можно сказать, из стены. Мы настолько привыкли к этому, что даже не задумываемся, откуда она берется, какой проходит путь, прежде чем попасть в наши жилища. Мы, уфимцы, поднаторели только в одном вопросе: «Есть в воде фенол или нет?». Специалисты утверждают, что уфимская вода отвечает всем предъявленным требованиям. В этом я убедилась лично. Но сейчас речь пойдет о другом.

Источниками водоснабжения столица Башкортостана являются шесть водозаборов, расположенным по берегам р. Уфы. По типу уфимские водозаборы делятся на инфильтрационные (закрытые) и ковшовый (открытый). Перечислю их в том порядке, который зависит от количества подаваемой в город воды: Южный, Северный ковшовый, Северный, Изякский, Демский, Шакшинский. «Отцом» всех городских водозаборов является МУП «Уфаводоканал».

Каждый водозабор – это автономное хозяйство на отдельной территории со своим обслуживающим персоналом и техническим оснащением. Водозаборы – стратегические объекты. Попасть туда можно только по специальному пропуску. Территории водозаборов содержатся в идеальной чистоте: регулярно убираются сухостой и валежник, чтобы они не привлекали лесных грызунов. В санитарной зоне летом и осенью полно грибов и ягод. Вот если бы на городских улицах было так чисто как здесь…

Немного подробнее о том, каким путем вода приходит в наши дома. На первом подъеме вода насосами забирается из подземных источников в скважины. Затем по водоводам она опять же насосами поднимается на второй уровень и накапливается в резервуарах. А уже отсюда вода подается в разводящие сети города. На открытом водозаборе (Северный ковшовый) схема подачи воды отличается от подземных. Здесь вода забирается мощными насосами непосредственно из реки и по водоводам подается на комплекс сооружений очистки. Во время очистки вода последовательно подвергается отстаиванию, фильтрованию, обработке специальными реагентами и обеззараживанию. И только после этого она попадает в город. Все, кто хоть раз пробовал водопроводную, например, (…) воду, вероятно, помнят ее специфичный хлорный привкус. Наша не грешит подобным. Но это не значит что в уфимской воде хлор вообще отсутствует. Просто он содержится в оптимальных дозах. Хлор необходим для уничтожения бактериальных загрязнений – кишечной палочки и пр. Поэтому вода обязательно хлорируется. Лишь на Шакшинском водопроводе действует бактерицидная установка. Она вполне справляется с поставленными задачами, так как водозабор в Шакше имеет небольшую производительность. Кстати, о хлоре. Утечка его полностью исключена. Оборудование венгерской фирмы «Ведеко» гарантирует надежность и строгое дозирование хлора.

Я уже говорила, что на всех уфимских водозаборах обеспечивается строгий контроль. Он вдвойне усиливается в паводковый период. Лишний раз убедиться в этом было целью нашей поездки. Специалисты МУП «Уфаводоканал» и Городского центра Санэпидемнадзора проверяли готовность водозаборов и всех его объектов к приходу весенней воды. В период паводка оголовки скважин (они попадают в зону сезонного затопления) дополнительно герметизируются бетонным раствором. Это позволяет избежать попадания грязи и ила в скважины. За качеством воды следят специалисты химико-биологических лабораторий, имеющихся на каждом водозаборе. Они первые, кто осуществляет производственный контроль воды. Результаты анализов отсюда ежедневно поступают в центральную лабораторию МУП «Уфаводоканал», где вода подвергается более сложной проверке. Осуществляется обязательный контроль по 86 показателям, в том числе определяются: 28 общехимических показателей (цветность, мутность, привкус, жесткость и др.) 23 вида металлов, 2 показателя радиационной безопасности, 26 видов органической примесей, 9 видов пестицидов, 4 вида ароматических соединений, бенз(а)пирен, фенол и его производные, 7 санитарно-биологических показателей. Ежегодно выполняется около 500 тысяч анализов. В период паводка, помимо химического и бактериологического анализов, ведется контроль за летучей хлорорганикой.

Я люблю пить водопроводную воду. Она у нас вкусная: уж поверьте, я испробовала всякую, объехав полсоюза. Но, признаюсь, страх по поводу качества был. Последнее десятилетие уфимцы, как говорится, на этом «собаку съели». А теперь, увидев воочию, как тщательно она проверяется, и документально убедившись, что соответствует она всем предъявленным требованиям, все мои страхи улетучились.

Мы на Южном водозаборе. Это самый большой по мощности и самый уникальный по природным качествам водозабор Уфы. Сооружен он на месте удивительного месторождения – Терегуловского. Производительная мощность 118-ти его скважин составляет 240 тысяч куб. воды в сутки. Этого достаточно, чтобы обеспечить водой Кировский и Ленинский районы города, Старую Уфу и часть Затона.

Территория водозабора представлена уникальными геологическими пластами: крупный галечник, протянувшийся под землей на 20 метров, обеспечивает прекрасную естественную очистку воды. Однако существует реальная угроза потери этой природной уникальности из-за активизации размыва берегов. Южный водозабор является важнейшим по значимости для жизнеобеспечения города, его нечем заменить. Поэтому необходимо сохранить его в существующих границах и объемах. При движении перебуренных скважин вглубь долины резко повышается жесткость, содержание железа и марганца, что не соответствует ГОСТу на питьевую воду. Поэтому перебуривание не может быть альтернативой берегоукрепительным работам.

Ежегодно вода смывает 5-7 метров береговой кромки. После паводка образуются трещины, в результате чего часть берега просто отваливается и уходит в воду. Причем когда один береговой край размывается быстрее то под него подстраивается вся береговая полоса. Таковы законы природы. Ежегодно из-за интенсивного берегоразрушения теряется несколько больших и качественных скважин. Начальник первого подъема Южного водозабора Валерий Алексеевич Володин с тревогой в голосе говорит: «В прошлом году мы потеряли 2 скважины, в этом придется «похоронить» еще две. Погибают не только непосредственно те скважины, которые оголяет коварная вода, но обреченные скважины по цепочке тянут за собой и остальные. Ведь эта система – единый организм».

Ярко иллюстрирует эрозию берега оставшийся недостроенным «стакан» лучевого водозабора. В середине 80-х гг. он находился на берегу, в 30 м от воды, а сегодня, наоборот, оказался в 20 м. суши. Не менее тревожная ситуация сложилась и на Шакшинском водозаборе. В 21984 г. ширина перешейка излучины реки составляет 258 м, сегодня 150 м. Не трудно подсчитать, по сколько метров земли ежегодно забирает вода. Если оставшийся перешеек не сегодня-завтра перемоется, неминуема катастрофа: большая часть города останется без воды. Ситуация осложняется тем, что на другой стороне р.Уфа находятся Северный и ковшовый водозаборы. Специалистов беспокоит то, что при изменении русла реки кардинально изменится и экологические системы данной территории.

Решить проблему городских водозаборов в одиночку МУП «Уфаводоканал» не в силах из-за большой стоимости берегоукрепительных работ. Сегодня этому делу требуется серьезная государственная поддержка. МУП «Уфаводоканал» в ближайшее время ждет в гости руководство республики. Это хорошая возможность еще раз обратить внимание властьимущих на сегодняшнее состояние уфимских водозаборов. А пока остается только надеться, что в этом году вода не разрушит оставшиеся берега. Будем и дальше уповать на милость природы, играя в лотерею: «Случится – не случится?». Катастрофа, когда миллионный город останется без воды, реальна. Это может произойти завтра. Даже трудно представить, какие тогда понадобятся средства.


Возврат к списку