Личный кабинет Личный кабинет «Юрта»

Сообщить об аварии:

8 (347) 284-15-30

Колл-центр для абонентов:

8 (347) 222-86-76

8-800-347-51-51

Бесплатно по РБ

Адреса ЕЦО абонентов:

Российская 157/2

Мира 14

Бакалинская 19

Водный стресс

Водный стресс


Чтобы его устранить, нужны системные действия

газета «Республика Башкортостан», апрель 2009 г.

Л.Шепелева


Каждую весну в преддверии паводка с особой остротой встает вопрос о качестве питьевой воды. Почти 20 лет прошло с тех пор, как в результате аварии на Уфахимпроме в воду попал опасный для жизни фенол. Помнится, как дико тогда было стоять в очередях за чистой питьевой водой, которую временно доставляли населению в цистернах. Мы тогда и представить себе не могли, что скоро многие начнут покупать бутилированную воду или очищать ее в домашних условиях всевозможными фильтрами.


А к чему придем еще через двадцать лет? Каково вообще положение с пресной водой в мире, в нашей стране и республике в частности — об этом шел разговор в Министерстве природопользования и экологии РБ на конференции «Региональные проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов», посвященной Всемирному дню водных ресурсов. В ней приняли участие представители федеральных и республиканских органов исполнительной власти, природоохранные организации, ведущие специалисты в области водных ресурсов и крупные водопользователи.


Питьевой стресс


Примерно 2,5 — 3 литра в сутки — не так уж и много питьевой воды требуется человеку. Но в год набирается уже 1 кубометр — не так уж и мало, если учесть, что к этой воде предъявляются повышенные требования по чистоте, она не должна содержать вредных для здоровья примесей и патогенных микробов. И хотя из 35 миллионов кубических километров имеющейся пресной воды человечество использует лишь 200 тысяч — меньше 1 процента всех запасов, — во многих регионах ее катастрофически не хватает. Например, Азия, в которой проживает добрая половина жителей планеты, располагает лишь 36 процентами водных ресурсов. Не удивительно, что во многих государствах подача воды уже нормируется. В целом в мире не имеют доступа к чистой пресной воде более миллиарда человек. В условиях отсутствия канализации живут почти два с половиной миллиарда, в основном, население Азии. Между тем, именно в канализацию уходит основная часть пресной воды в Европе, США и России. В ХХ веке население Земли увеличилось в 4 раза, а потребление воды — в 6 раз.

По прогнозам ученых, к 2015 году в странах с хронической нехваткой воды будет проживать более половины населения планеты, а к 2025 году две трети человечества будет страдать от недостатка воды или даже безводья. По мнению ведущего специалиста в этой сфере, члена-корреспондента РАН Виктора Данилова-Данильяна, именно дефицит воды станет основным из ресурсных ограничителей развития экономики для большинства стран мира и существенным фактором нестабильности международной обстановки.


Пока — в лидерах


По гидрологической классификации страны, имеющие 1000 — 1700 кубических метров возобновляемой воды на человека в год, живут в условиях «водного стресса», менее 1000 кубических метров на человека — в условиях дефицита воды. Государств с избытком этого ресурса не так много. В лидерах — Бразилия, затем на равных идут Канада, Австралия и Россия. Нашу республику в сравнении с некоторыми другими регионами водным краем не назовешь. На одного жителя Башкортостана приходится 8,7 тысячи кубических метров воды в год, против почти 29 тысяч среднероссийских кубических метров. Однако, к примеру, в сравнении с Челябинской областью, в которой вот-вот может начаться «водный стресс», у нас ситуация вполне благополучная. Правда, распределены водные ресурсы по республике весьма неравномерно. Если в Белорецком, Нуримановском районах воды в избытке, то, к примеру, в Хайбуллинский в засушливые годы, бывало, завозили питьевую воду в автоцистернах.

Структура использования воды сегодня такова: около 20 процентов идет на хозяйственно-питьевые нужды, 60 — на промышленные цели.

Как отмечает заместитель руководителя Камского бассейнового управления, начальник отдела водных ресурсов по РБ Владимир Горячев, использование пресной воды питьевого качества на производственные нужды в прошлом году сократилось почти на два миллиона кубических метров. Однако за счет несовершенства технологических процессов, утечек в сетях на промышленных предприятиях тратится впустую более четверти объема всей используемой воды. А в ЖКХ из-за утечек в зданиях, износа водопроводных сетей теряется до 20 — 40 процентов воды.

Завышены в полтора-два раза по сравнению с другими экономически развитыми странами и нормы водопотребления. Например, москвичу полагается 650 литров в сутки, жителю Башкортостана — до 350, а немцу — всего 120. Причем, по подсчетам ученых, больше 70 процентов воды, используемой в коммунальной сфере, «работает» на канализацию. (Американцы подсчитали, что на питье и приготовление пищи тратится всего 5 процентов потребляемой человеком воды, на мытье посуды — 6, стирку — 4 процента, уборку помещений — 3 процента и 5 процентов от общего объема на прочие нужды).

При этом существует немало технологий по сокращению водопотребления. Только установка новой санитарной техники и счетчиков воды в Уфе позволила уменьшить ее потребление на 40 процентов.


В каком вы ранге?


Основные источники питьевой воды — речные стоки и подземные воды. Об их загрязнении в результате антропогенной нагрузки говорится давно. По официальным данным, до 70 процентов подаваемой в квартиры россиян воды не соответствует санитарным нормам. Сейчас качество питьевой воды субъектов РФ в Волжском бассейне оценивается в рангах. Чем ниже у региона ранг, тем хуже там вода. Наиболее неблагополучными территориями в этом плане оказались Калмыкия и Мордовия. Башкортостан находится где-то посередине и имеет 93-й ранг. Качество воды в нашей крупнейшей водной артерии — реке Белой — в последние годы не ухудшается, но и улучшения не наблюдается. По-прежнему серьезно загрязнена река Урал. По данным Роспотребнадзора РБ, в отдельных населенных пунктах Бирского и Давлекановского районов пьют воду с высоким уровнем жесткости. А в Зилаирском и Хайбуллинском отмечалось превышение нитратов. Почти половина водопроводов не имеет необходимых очистных сооружений для обезвреживания и очистки воды. Да и официально принятые нормы качества воды порой вызывают недоумение. Например, норма содержания хлора в российской питьевой воде в два с половиной раза выше, чем в США, и в 12 раз превышает этот показатель в Западной Европе. Разве наш организм по-другому устроен?


Что делать?


Антропогенная нагрузка на реки и озера такова, что они не способны самоочищаться. Над «водной» проблемой в республике работают. Принята президентская программа «Питьевые и минеральные воды Республики Башкортостан», изыскиваются качественные источники, строятся локальные сооружения водоподготовки. Но, по мнению специалистов, ситуация по борьбе с загрязнением пресных вод не улучшится, пока нет системных и координированных действий между разными органами власти.

Сегодня уровень штрафов предприятий за вредные выбросы в воду не покрывает даже десятой части расходов, необходимых на восстановление нормативного качества воды, и, конечно же, никакого стимула для реконструкции и строительства очистных сооружений у промышленников нет. Им выгоднее вообще не очищать выбросы. Практически ни одно башкирское предприятие не может достичь установленных нормативов, поэтому они вынуждены обращаться в госорганы за получением лимитов — фактически, за официальным разрешением государства загрязнять водоемы. Между тем, ситуация такова, что даже самые совершенные очистные сооружения очищают сточные воды от органических загрязнений только на 85 — 90 процентов. Поэтому и после очистки необходимо их 6 — 12-кратное разбавление чистой водой — только тогда окружающая водная экосистема не нарушится.

Так уж у нас повелось, что экологические нарушения устраняются обычно не от большой сознательности, а в результате проверок и привлечения к административной ответственности. Так, например, решается проблема загрязнения вод в результате масштабных разработок песчано-гравийной смеси. В 70 — 80-е годы прошлого столетия все такие разработки в пойме рек находились под жестким контролем природоохранных органов. Начиная с 2006 года, когда в Башкортостане активизировалось строительство, добыча ПГС резко увеличилась. Результат — понижение уровня воды, эрозия дна, усиление деформации берегов. К счастью, в прошлом году по распоряжению Правительства РБ была проведена масштабная проверка предприятий, добывающих ПГС. По ее результатам к административной ответственности привлечены десятки природопользователей.

Какие выводы делают ученые? Для водоснабжения населения, промышленности, сельского хозяйства необходимо, чтобы их потребности были ограничены определенным объемом воды, который бы подавался потребителям в оптимальном режиме и соответствующего качества. При нарушении хотя бы одного из этих условий возникают проблемы. И, конечно же, Россия должна выработать новую водную стратегию в целом.

На сайт газеты

Возврат к списку